История лаптейстория лаптей

Обзор теорий происхождения резных наличников

Эта статья — часть большого поиска ответа на очень важный для меня вопрос «откуда появились наличники». Здесь собраны четыре разные теории — какие-то из них мне довелось слышать в разговорах, какие-то подкреплены весьма серьезными историческими и этнографическими исследованиями. Здесь они собраны не для того, чтобы выбрать какая из них правильная, а лишь для понимания.

1. Языческая

Обзор теорий происхождения резных наличников

Суть теории: Традиция украшать свое жилище резьбой по дереву и наличниками восходит к самым древним языческим временам, когда любой оставленный человеческой рукой знак — обладал магической силой и нёс огромное смысловое значение.

Наделяя чудодейственными магическими свойствами первые простейшие знаки, человек превратил их прежде всего в обереги для охраны жилища от злых духов, а также в символы, служащие для достижения благополучия, прославления и привлечения жизненных сил природы: земного плодородия, солнца и осадков. Эта теория очень хорошо раскрыта в книгах советского археолога, историка, академика РАН Бориса Александровича Рыбакова — «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси».

Практически любой источник развивающий языческую теорию происхождения домовой резьбы, будет в той или иной степени повторять книги Рыбакова. В своих книгах Борис Александрович так описывает её: в Древней Руси домовая резьба прежде всего использовалась для привлечения могучих светлых сил чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Существовала целая система как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Наиболее яркой частью жилища всегда были — карнизы, наличники, крыльцо.

Резной орнамент — набор наиболее устойчивых символов, знаков — так называемый «овеществлённый» миф. Далее он приводит примеры того, как люди использовали символы основных природных сил, и что требовалось от того или иного предмета. Если эта теория близка вам, то лучше всего ознакомиться с ней в книгах Рыбакова: ни до, ни после него никто даже близко не приблизился к нему по глубине исследования этой теории.

2. Европейская

Обзор теорий происхождения резных наличников

Вся домовая резьба по дереву есть повторение увиденного в камне. Сторонники этой теории связывают активное развитие резьбы по дереву по всей стране с возвращением победоносной армии из Франции после победы над Наполеоновской армией в начале XIX века. Множество солдат прошло через всю Европу и многие из них были в Париже и других крупных городах того времени.

Вернувшись, «русский мужик» решил воплотить увиденное на родине. Но поскольку камня на Руси как не было так и нет, то дома стали украшать деревянными резными наличниками, накладными балясинами и множеством других, действительно очень характерных для каменной архитектуры деталей. Сторонники этой теории указывают также на книги, содержащие большое число иллюстраций, в частности на библию Пискатора, которая появилась в Европе в XVII веке и оказала огромное влияние на всю русскую культуру — от резчиков по дереву до иконописцев.

Эта теория в частности упоминается в книге Н.Н. Соболева «Русская народная резьба по дереву», вышедшей в 1934-м году (и переизданной в 2000-м). Неудивительно, что эта мысль находит своих сторонников и по сей день. Вот например, если рассмотреть хорошо сохранившийся наличник Тюмени, образца XIX века, то можно заметить, что его детали и действительно больше характерны для каменной архитектуры, нежели для деревянной.

Да и полуколонны, волюты и многие подобные элементы встречаются в домовой резьбе настолько часто, что игнорировать их просто невозможно. Европейская теория с одной стороны демонстрирует, что идея наличников заимствованная, но с другой — что она настолько хорошо воспринялась и была ассимилирована и изменена, что подчас невозможно и догадаться, что наличники это не исконно русская традиция.

3. Корабельная

Обзор теорий происхождения резных наличников

Эта теория предполагает, что вся домовая резьба распространилась из Поволжья, где исстари жили мастера, украшающие своей резьбой корабли. Промысел этот — украшать резьбой жилые дома, существовал и раньше. Но с середины XIX века, когда на Волгу пришло промышленное судоходство и металлические корабли, а услуги мастеров перестали пользоваться популярностью — он расцвел с небывалой силой.

И правда, развитие резьбы в Поволжье существенно отличается от резьбы других регионов. Здесь сохранилось гораздо больше образцов более древней глухой резьбы. Здесь же и встречаются сказочные (и невиданные в других регионах) фантастические фараонки, берегини-русалки, сирины, львы и другие звери. И немудрено — ведь вся эта символика перекочевала на стены и наличники жилых домов непосредственно с кораблей.

И несла она кстати ту же функцию, что и на бортах кораблей — все эти волшебные существа призваны охранять человека от всего зла, что существует в мире. Не могу сослаться на какой-то конкретный источник — как правило эта теория упоминается лишь как одна из линий развития домовой резьбы. Однако есть люди, уверенные, что именно с корабельной резьбы и началась собственно вся домовая резьба.

4. Церковная

Обзор теорий происхождения резных наличников

Суть теории в том, что вся домовая резьба, и наличники в том числе — это лишь слабые отголоски церковной резьбы. И все мастера, украшающие своё жилище или жилище друга, соседа — это отошедшие от дел церковные труженики. Эта теория упомянута в отличной книге Александра Игнатьевича Скворцова «Русская народная пропильная резьба». Автор очень хорошо и в нескольких штрихах описывает эту теорию. «В этой [храмовой] резьбе, по существу заложены все основные орнаментальные и композиционные принципы поволжской домовой резьбы.

Это и вазоны с произрастающими из них побегами аканфа, и волнообразно бегущи по фризу растительные завитки и солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на карнизе. Это тем более убедительно, что, как выяснилось, в 1838-м году большая артель поволжских резчиков, так называемых якушей, работала при реставрации Дмитриевского собора во Владимире над воссозданием многих утраченных рельефов.

Именно с этого времени широкой волной в архитектурную резьбу Поволжья хлынули изображения львов, птиц, и других сказочных существ». Этой логике нельзя не удивиться. Тем более, что факты говорят сами за себя — когда домовая резьба была еще в зачаточном состоянии, храмовая уже достигла невероятных высот. Да и сами наличники — разве не похожи они на оклады для иконостаса?

Вот наверное и все четыре основные теории, описывающие откуда же на Руси появились наличники. Встречались мне конечно и экзотические предположения — например, что все наличники произошли из Томска, или что первый наличник — это рама от картины у какого-то дворянина, а за ним все повторять начали. Но эти рассказы пока ничем не подкреплены, и увы нигде не зафиксированы. Хочу добавить от себя, что я так и не смог отдать свой голос в пользу только лишь одной из этих теорий. По-моему все они верные — просто каждая в каком-то своем регионе, в свое время. А правда — она прячется где-то между. С огромным уважением, Руководитель проекта, Nalichniki.com Фотограф Иван Хафизов

Развитие оконного наличника — от простой рамы и до современного многообразия видов

В этой статье я рассмотрю историю развития оконных наличников на протяжении последних двухсот пятидесяти лет.

История эта затрагивает достаточно большой промежуток времени и, к сожалению, далеко не все сведения которые были использованы как источники, заслуживают одинаковой степени доверия. Поэтому некоторые из выводов со временем необходимо будет уточнить.

Обзор теорий происхождения резных наличников

Итак.

Оконные наличники, очевидно, появились не одновременно на всей территории распространения.

Так известно, что например на Урале, наличники, как отдельно изготавливаемый элемент конструкции оконного обрамления, появились в убранстве крестьянских домов лишь в 50-е годы XIX века. При том, что например в Костромской области и в Иркутске они были известны еще в конце XVIII века

Где территориально появились первые наличники, пока выяснить не удалось, да и вряд ли теперь удастся — слишком незначителен был переход от колоды, которая обрамляла окно раньше, чем стали появляться наличники.





Обзор теорий происхождения резных наличников

Тут надо озвучить, что функционально, первые наличники нужны были, чтобы обеспечить крепление ставни и прикрыть швы между оконной колодой и бревенчатой стеной.

Обзор теорий происхождения резных наличников









Многие исследователи указывают, что первые наличники не имели осевой симметрии и украшались геометрическим орнаментом, зачастую имеющим ярусное построение, однако уже скоро (для Новгородской, Владимирской и например Костромской областей — еще в XVIII веке, а для урала — к середине XVIII века) на лобовой доске наличника часто начинает появляться декоративный элемент в виде полусолнца.






Обзор теорий происхождения резных наличников

В центральной же части страны, говоря о развитии наличника, стоит сказать, что уже тогда существовало разделение регионов по специализациям. Верхнее Поволжье, Владимирская область и село Якушево, (сейчас это район Вязников и Гороховца), село Аргуново и многие другие города и сёла уже имели свои традиции деревянного зодчества, берущие своё начало в украшении иконостасов, в кораблестроении, в изготовлении домашней утвари и мебели. Поэтому, когда распространялась домовая резьба, она вбирала в себя всё то лучшее, что могли предложить местные мастера.

В одних городах условия диктовали, наличия ставень, и несмотря на общее развитие наличников ставни продолжали существовать.

Обзор теорий происхождения резных наличников






















В других же городах ставни постепенно уходили в небытие.

В основном это происходило в связи с постепенным удешевлением стекла, которое сначала и защищали при помощи ставень.

Обзор теорий происхождения резных наличников

Тут уместно вспомнить, почему на Урале и дальше на восток — в Сибири, так и не получила распространения пропильная резьба, всплеск интереса которой наблюдался в центральной части страны.

Дело в том, что вторая половина XIX века — это бурное развитие фабрик, и соответственно повышенный спрос на дерево. Сохранились документы рассказывающие, что «…текстильные фабриканты скупили весь дворянский лес повсюду, вплость до костромского берега Волги и подняли его цену за десять лет на 450%».

Естественно, что такой дорогой материал себе уже могли позволить не все, и на отделочные работы, как правило, шел самый тонкий лес. При этом выполнять резьбу в ранее распространенной, рельефной технике резьбы было практически невозможно. Сам характер материала подсказывал подходящую технику его обработки — доска пропиливалась насквозь, что было просто и не требовало больших затрат труда.

Обзор теорий происхождения резных наличников

Повсеместному переходу плотников к пропильной резьбе способствовало и дальнейшее совершенствование и внедрение в строительную практику широкого ассортимента ручных пил, которые становились достоянием большинства мастеров. Из вспомогательных они превращались в основной инструмент резчика.

За Уралом же, несмотря на приход новых инструментов, дефицита леса не было. Поэтому и скачкового перехода к пропильной резьбе так и не случилось, благодаря чему, зауральские наличники как бы остановились к этому моменту в своем развитии, и сохранили на себе печать той резьбы, которой в центральной России уже давно никто не видал.

Дальнейшее развитие наличников в европейской части страны повторяет путь пропильной техники резьбы, который мы уже подробно рассмотрели в статье Растительный орнамент на наличниках со сквозной резьбой, и его венцом стали наличники изготавливаемые на станке с программным управлением. Вот такие например.

Однако нельзя сказать, что развитие оконных наличников остановилось с изобретением механического способа их изготовления.
И сейчас в XXI веке встречаются наличники изготовленные совсем по-другому — вручную.

Обзор теорий происхождения резных наличников

Самыми характерными чертами наличников современных, являются гораздо большее внимание мастеров к форме и фактуре дерева, чем раньше.

Можно сказать, что если XIX век, век прорыва инструментов, подарил нам пропильную резьбу и возможность наслаждаться кружевом в дереве, век XX существенно удешевил эту технологию, то в веке XXI уже не важно как делается наличник – доступны все способы вплоть до лазерных плоттеров, зато теперь законодателями стали материалы покрытия — лаки и пропитки, позволяющие не скрывать, как раньше, дерево, а показать его во всей красе. Показать контраст разных пород дерева.

Причем соблазн сохранить природную красоту дерева настолько велик, что даже восстанавливая утраченные раньше наличники, резчики не красят его краской (зеленой, как было бы в случае полного восстановления наличника на последней фотографии), а против всех правил реконструкции сохраняют его деревянным.

Такова сила природного цвета дерева.

Растительный орнамент на наличниках со сквозной резьбой

В этом разделе речь пойидет о резьбе сквозной.

Сквозная резьба появилась гораздо позже глухой. Это понятно даже интуитивно: украшая любую деревяшку резьбой (брусок или бревно — неважно), можно двигаться в двух направлениях.

Сквозная резьба появилась гораздо позже глухой. Это понятно даже интуитивно: украшая любую деревяшку резьбой (брусок или бревно — неважно), можно двигаться в двух направлениях.

Либо по поверхности заготовки, постепенно украшая резьбой её всю (именно так появилась скульптурная резьба), либо вглубь, постепенно «вгрызаясь» всё глубже и глубже в дерево, до тех пор пока заготовка не будет пройдена насквозь.

Сказать наверняка «когда появилась сквозная резьба» сейчас вряд ли возможно. Однако известно, что архитектурная сквозная резьба была знакома древнерусским мастерам уже с XI века. Ею украшались наличники, причелины, балясины и другие детали домов. Пилы тогда еще только-только начинали использоваться, поэтому в основном все сохранившиеся изделия сквозной резьбы созданы с помощью топоров, ножей, долота, сверла и стамески.

Причем надо понимать, что это была не чисто сквозная резьба, это были в основном сочетания плосковые мчатой и плоскорельефной резьбы с прорезной техникой. Это была весьма упрощенная и грубоватая резьба: сквозные отверстия лишь иногда просто разнообразили гладь тёсаной доски, прорезая ее толщу, а шаг узора был довольно  большим — больше двадцати сантиметров: никаких более мелких деталей не было.

Однако, постепенно развиваясь, сквозная резьба к XV веку становилась уже гораздо более разнообразной и более сложной. В это время особенно выделяется Новгородская резьба: именно в Новгороде найдены прорезные доски с растительным узором, представляющим собою ветвь с двумя завитками, направленными в противоположные стороны — узор, который станет основным в орнаменте многих сотен очелий окон и наличников к XVIII веку и сохраняется до сих пор.

В XVIII веке промышленная лесоразработка вокруг Петербурга, Москвы и Архангельска приводит к уничтожению в этих районах огромных лесных массивов. Поэтому в 1749-м году появляется указ, предписывающий заготовлять пиленые доски не только для промышленного потребления, но и для жилого строительства. Топорные доски разрешается сбывать еще в течение пяти лет, потом же продавца ждала бы конфискация материала.

Таким образом, с середины XVIII века практически прекращается продажа тёсаных досок и начинают ходить лишь пиленые доски — основной материал для сквозной резьбы, которая к этому же примерно моменту становится пропильной, так как основным материалом используемым при работе становится пила.

В дальнейшем развитие домовой пропильной резьбы происходит по нескольким направлениям. Я, признаться, не встречал в литературе подобного разделения, но каждый из этих типов резьбы имеет свои особенности, поэтому будет интересно их описать и показать.

Первая группа сквозных наличников

Обзор теорий происхождения резных наличников

Первый подвид характеризуется тем, что сквозные элементы занимают лишь небольшую часть поверхности доски.

Такие наличники сейчас встречаются уже достаточно редко, но всё же еще сохранились. Узор здесь (особенно в верхней части наличника) сформирован за счет прорезей, а фон не играет никакой декоративной роли.

Вообще таких наличников немало, но в моей коллекции лишь на одном этом — из Алапаевска Свердловской области — есть растительные узоры — цветы. В основном же здесь —лишь геометрический орнамент.







Вторая группа сквозных наличников

Обзор теорий происхождения резных наличников

Второй подвид сквозной резьбы характеризует ее дальнейшее развитие.

Её характеризует главенство не собственно прорезей, а наоборот — деревянной основы. Растительный узор — особенно в навершии наличника — настолько довлеет над пустым пространством, находящимся между, что оно становится совершенно неважным и даже не воспринимается глазом.











Обзор теорий происхождения резных наличников

Эта техника получила, наверное, самое широкое применение, и наличники сквозной резьбы такого вида можно обнаружить пока еще практически повсеместно. Этот, например, из Вичуги, Ивановской области.


















Обзор теорий происхождения резных наличников

А этот — из Пошехонья, Ярославской области.

Может показаться, что эта техника характеризуется тем, что пространства между узором меньше, чем самого узора, но это не так: здесь важно не это.

Может быть, что воздуха совсем мало, а может быть, что вся поверхность украшаемого наличника — это в основном свободное пространство, а дерева оставлено совсем немного. Суть в том, что воздух не играет никакой роли. Вот еще пара примеров, чтобы было понятнее.





Обзор теорий происхождения резных наличников

На этом костромском наличнике (речь идет по большей части о навершии наличника, так как его нижняя половина — это другая история, относящая нас к рассказу о рельефной резьбе) — пространства гораздо больше, нежели дерева, и это позволяет отнести рассматриваемый узор именно к этой группе.

Здесь же, напротив, почти все пространство — это доска. Прорези составляют лишь небольшой процент поверхности наличника. На боковинках, там где цветы (ведь статья же собственно о растениях на наличниках, а не собственно о видах резьбы), прорезей совсем мало. Всё это в совокупности позволяет мне присоединить этот наличник к рассматриваемой группе.

Кстати, обратите внимание, насколько разительно отличается очелье (верхняя часть) и подол (нижняя часть) от всего остального наличника. Они выполнены гораздо грубее, словно вырублены топором! Могу предположить, что эти части на самом деле гораздо старше, чем боковинки. Хотя возможно, что это и просто непрофессиональная реставрация какого-нибудь сына или внука :)

Покуда мы разобрались с двумя первыми группами, можем переходить к третьей.

Третья группа сквозных наличников

Обзор теорий происхождения резных наличников

Она появилась тогда, когда мастера стали искать баланс между преобладанием пропильного узора первой группы и сохраняемого деревянного узора второй. Поиск этот привел к тому, что при определенной толщине пропила и примерно совпадающей с ним толщине дерева они перестают действовать как соперники и начинают дополнять друг друга.

Причем, как потом выяснилось, толщина оставляемой доски такова, что изготовление досок, пропиленных в этой технике, можно даже автоматизировать! Поэтому сейчас эта резьба встречается весьма часто. Возможно, она даже является самой популярной (в изготовлении) на настоящий момент.







Обзор теорий происхождения резных наличников

Вот, например, характерный для этой резьбы наличник из Мичуринска.

Когда смотришь на его боковинки, то листочки, вроде бы, превалируют над фоном. Но если обратиться к оголовку или подоконной доске, то глаз уже и не знает, за что уцепиться — то кажется, что доски образуют какой-то растительный узор, а то — что пространство между ними формируется в какую-то улыбку.

Вот это и есть — партнерские отношения узора и прорезанного фона. Здесь они на равных.

Или вот еще похожий, но совсем другой пример — волей случая — из уже упомянутого здесь Пошехонья, Ярославской области.



Возможно, я слишком вольно трактую здешние узоры, называя их растительными (хотя в местах, где боковины крепятся к навершию, мне и правда видится что-то растительное). Но зато резьба этого наличника отлично  демонстрирует компромисс между преобладанием фона или деревянной основы.

Накладная резьба

Обзор теорий происхождения резных наличников

Это были бы все виды пропильной резьбы, если бы кто-то из мастеров в какой-то момент не догадался накладывать пропиленную доску на другую доску, на основу.

Так появилась накладная резьба. Причем этот вид резьбы как бы приближает нас обратно к плоскорельефной резьбе.

Вот пример накладной резьбы — из Иркутска.

Узор (растительный, конечно же) попросту наложен на доску. В результате сила восприятия этого узора значительно усиливается благодаря тени, которая возникает за счет того, что фон достаточно близко к краю узора.





Обзор теорий происхождения резных наличников

Можно легко сравнить этот наличник с предыдущим, который тоже был сфотографирован в солнечную погоду, чтобы понять, что тень здесь играет самую важную роль, наполняя этот узор контрастом и делая его значительно более четким.

Ну и напоследок — еще один наличник с растительными узорами, выполненный в этой же технике накладной резьбы — из Владимира.

Здесь хотелось бы подытожить и собрать воедино те несколько видов резьбы по дереву, о которых здесь шла речь:









Сквозная резьба

Пропильная резьба

  • Резьба, с преобладание пропильных узоров;
  • Резьба с преобладанием деревянных узоров;
  • Резьба с равным участием деревянного узора и фона.

Накладная резьба

Конечно же, накладная резьба тоже может иметь разделение аналогичное пропильной, но рассматривать ее отдельно особого смысла нет. Стоит лишь сказать, что в накладной резьбе преобладание пропильных узоров смысла не имеет (так как они не будут выделяться), а равное участие фона и узора встречается почему-то крайне редко. Поэтому фактически единственным видом накладной резьбы является резьба с преобладанием именно деревянных узоров, как на обоих представленных выше наличинках.

В завершение хочется добавить, что хоть на представленных в этой и предыдущей статьях наличниках резьба используется именно та, о которой идет речь, но гораздо чаще, мастера комбинируют два-три типа резьбы на одном наличнике.

Так, например, второй наличник этой статьи — из Вичуги, показывает сочетание сквозной резьбы с преобладанием деревянного узора, накладную резьбу, и еще и накладную плоскорельефную — и такие сочетания будут встречаться вам гораздо чаще, чем полностью выполненный в какой-то одной технике наличник.

Растительный орнамент на наличниках с глухой резьбой

Если рассказывать об узорах, которыми резчики украшали поверхность наличников, то волей-неволей придется обращаться к технике резьбы по дереву. Просто потому, что самые существенные различия кроются именно в ней, сакральный же смысл, в последние полторы сотни лет (а приблизительно столько лет самым сохранившимся сейчас наличникам) сейчас, конечно же, утрачен. Об этом говорит хотя бы то, что если бы в каждом городе (или области) оставалось хотя бы по одному резчику, хранящему знания о смыслах узоров домовой резьбы, то мы бы сейчас, вероятнее всего, могли держать в руках каталоги с этими узорами. Имеющие красивые иллюстрации и обильно украшенные рисунками и фотографиями.


Попытки составить такие каталоги, конечно же, предпринимались в разное время. Однако за это брались отнюдь не резчики по дереву, которые по идее должны быть носителями сакральных знаний, а историки, этнографы и другие исследователи. И причина этого весьма прозрачна — знание об этих узорах, об их применении уже несколько поколений как потеряно. И даже те резчики по дереву, что в наши дни изучают историю и на основе рисунков и исторических описаний наличников создают свои деревянные «полотна», даже они имеют весьма большой шанс ошибиться и использовать неправильно интерпретированные символы, которые не могли использоваться в этом контексте или не могли сочетаться с какими-то иными.

Поэтому при анализе и рассмотрении узоров, изображающих растения на наличниках, опираться мы прежде всего будем не на трактовки и интерпретации, а на способы и стиль украшений резных наличников  как на вещь более понятную и менее подверженную различным трактованиям.

Заодно и рассмотрим различные виды домовой резьбы на примерах растительных узоров.

Обзор теорий происхождения резных наличников

Бесспорно, первым наличником, о котором хотелось бы здесь упомянуть, является наличник из Нижней Синячихи, что в Свердловской области.

Рисовать растения наши предки начали невероятно давно, так что, вероятнее всего, украшать свои окна они начали именно с рисунков.

В одном из изданий серии «Памятники древней письменности и искусства» (выходящей с 1878-го по 1925-й года) приводятся еще несколько изображений разукрашенных наличников. И здесь тоже видно, что растительные мотивы занимают существенную часть украшений.







Обзор теорий происхождения резных наличников

В одном из изданий серии «Памятники древней письменности и искусства» (выходящей с 1878-го по 1925-й года) приводятся еще несколько изображений разукрашенных наличников. И здесь тоже видно, что растительные мотивы занимают существенную часть украшений.

Здесь на ставнях хорошо виден растительный узор, выполненный в технике плоской (плосковыемчатой) резьбы — такого вида резьбы, который лишь незначительно отличается от рисунка, наносимого красками. Здесь использован один из самых простых подвидов плоской резьбы резьбы — контурная резьба. Она характеризуется тем, что основным элементом для нее является канавка, вырезаемая мастером и повторяющая своим контуром какой-то рисунок.

Это один из самых старых видов резьбы, и зачастую уже то, что наличник украшен именно такой резьбой, само по себе говорит о его солидном возрасте.

Вы возможно слышали об одной из теорий, согласно которой, изображение растений на наличниках должно было выполнять роль охранного оберега и способствовать хорошему урожаю. Она не везде и не всегда применима, но в целом, можно говорить о том, что занятые в земледелии регионы гораздо чаще использовали в своих орнаментах растения.

Обзор теорий происхождения резных наличников

Следующий наличник, которым хотелось бы поделиться, это наличник выполненный в технике более сложной резьбы — рельефной.

Этот наличник из Нижнего Новгорода, где рельефная резьба достигла вероятно наибольшего расцвета.

Вообще, отвлекаясь от растительного узора в очелье этого наличника, нелишним будет вкратце вспомнить историю развития деревянной резьбы в целом.

Один из самых древних видов резьбы вообще и точно самый древний из ныне встречающихся — это резьба геометрическая, когда поверхность украшается неглубокими геометрическими узорами, чаще всего — треугольниками, ромбами и квадратами. Геометрическая резьба является подвидом резьбы плосковыемчатой, а та, в свою очередь — подвидом глухой резьбы. На этом наличнике из Нижнего Новгорода — геометрической резьбой можно назвать небольшие прямоугольники в основании боковых полуколонн, иссеченые диагональными линиями образующими ромбы.

Вторым подвидом той же плосковыемчатой резьбы является резьба контурная — представленная на первом наличнике.

И геометрическая, и плосковыемчатая резьба находились в плоскости поверхности, лишь немного углубляясь в нее. Однако со временем стали появляться более глубокие виды резьбы. И одной из первых стала резьба плоскорельефная. При таком типе резьбы узор немного возвышается над фоном. Пока еще незначительно — всего пару сантиметров, но это уже гораздо больше, чем при плосковыемчатой резьбе. Можно легко заметить, что очелье этого наличника из Нижнего Новгорода, как раз и представляет собой неплохой пример плоскорельефной резьбы.

После того как резчики осваивают узоры небольшого объема, незначительно выступающие над поверхностью фона, постепенно появляются всё более объемные способы резьбы по дереву. Все вместе они носят название рельефной резьбы, а подразделяются на резьбу барельефную — когда узор, объемная фигура, выступает над поверхностью фона меньше чем на половину; и горельефную — когда фигура выступает из фона больше чем на половину (есть еще контррельефная резьба, «негатив» рельефной резьбы, когда вырезается углубление, а не фигура, но на наличниках я такого никогда не встречал). Кроме того, иногда выделяют такой смешанный тип резьбы, как накладная рельефная — когда фигура вырезается отдельно, а потом накладывается на фон.

Могу предположить, что именно  этим способом изготовлены полуколонны, на всё том же наличнике из Нижнего Новгорода.

Обзор теорий происхождения резных наличников

Рельефная резьба весьма распространена в Тюмени:

На примере этого чудесного наличника, естественно — с растительными узорами, ведь о них же собственно речь, можно рассмотреть элементы барельефной резьбы. Собственно, и очелье, и подоконная доска, и колонны — всё убранство этого наличника относит его к рельефной резьбе.













Обзор теорий происхождения резных наличников

А вот еще один пример растительного узора из Тюмени, но уже с характерными элементами накладной рельефной резьбы:

Казалось бы  — тот же фон, те же объемно выделяющиеся на нём символы растений. Однако если приглядеться, то можно заметить тёмные точки на этих «растениях». Это, конечно же, гвозди, при помощи которых узор крепится к фону.

Сразу же становится и понятно, что накладная рельефная резьба — это упрощение рельефной резьбы, так сказать «эконом-вариант». Мастеру не приходится долго трудиться, выравнивая и вычищая фон между листьев объемного узора: узор готовится отдельно, доска, к которой он крепится — отдельно.





Обзор теорий происхождения резных наличников

Если же фигура отрывается от фона более существенно, как на этом наличнике из Иркутска, то здесь уже (в примененении к очелью) можно говорить о резьбе горельефной или даже скульптурной (которая, кстати, уже не является подвидом глухой резьбы, так как выделяется в совершенно новый класс).

Скульптурная резьба — это закономерное развитие резьбы в объеме, когда собственно фон становится уже не нужным и фигура становится самодостаточной. Вот здесь, по-моему, именно это и произошло.

А розетки и растительный орнамент выполнены всё в той же, уже знакомой нам технике барельефной резьбы.





Таким образом, подводя промежуточный итог, можно выстроить такую иерархию рассмотренных нами видов глухой резьбы.

Глухая резьба:

  • Плосковыемчатая
  • Геометрическая
  • Контурная
  • Плоскорельефная
  • Рельефная

И каждый из этих видов резьбы позволяет резчику по разному интерпретировать растительный орнамент и по разному наносить его на поверхность наличника.

В следующий раз – будем разглядывать завитушки растений, для которых была использована сквозная резьба и сравнивать их с теми, что были сделаны с резьбой объемной!

Изображение животного мира на наличниках

Рассказывая об узорах, которыми покрывалась поверхность наличника, нельзя не говорить об истории. Об истории того, как возникала резьба, как она видоизменялась. Как менялось к ней отношение и как менялось осознание узоров и их понимание.

Однако, затрагивая такие глубокие исторические пласты, очень просто начать интерпретировать факты в угоду каким-то своим представлениям.

Так, например, сейчас многим кажется очевидным и общеизвестным, что на узорах резных наличников встречаются изображения берегинь. И действительно — они упомянуты в исследованиях академика Б.А. Рыбакова, описаны, и в его книгах даже приведены рисунки, показывающие, как выглядят берегини. Однако, если соединить охранную функцию наличника — а резьба на наличниках несомненно несёт именно эту функцию — с изображением берегини, то получается образ берегини как защитницы, призванной беречь дом от чего-то.

А это, между тем, совсем не научная версия, поскольку название Берегиня происходит от слова «берег». Об этом нам говорит википедия, об этом же говорит и словарь Даля, и Ожегов, и прочие исследователи. Причем Берегини, по верованиям древних славян, встречались по берегам водоемов, были чем-то вроде упырей и никакой охранной функции не несли.

Так вот, чтобы не попасть впросак с подобными псевдо-исследованиями, я постараюсь меньше предполагать, что думали и как понимали себе жизнь древние славяне и их потомки — резчики, создатели этих деревянных «полотен». И больше говорить — о том, что сохранилось и где.

Одним словом, больше правды и меньше бередящих душу загадок.

Итак — животные.

Рассматривая тысячи наличников, не перестаю удивляться — насколько они похожи и непохожи одновременно.

С одной стороны — всем наличникам присуще свойство симметричности (пока мне встретилось лишь два окна-исключения, которые лишь подтверждают это правило).

Все наличники являются самой или одной из самых значимых и нарядных частей всего дома. Конечно же, существенная часть из сохранившихся ныне наличников не несёт на себе следов осмысленного узора. Если говорить о наличниках, на которых есть изображение животных, то их совсем немного — процента три по моим подсчетам, не больше. Но тем больший они представляют интерес для исследователя!

Птицы

Животный мир наличников чаще всего представлен птицами. Оно и логично — исстари повелось птиц в доме держать, а на других смотреть — и завидовать их свободе. Так что примерно половина встречающихся на наличниках птиц — домашние — в основном куры и петухи, но утки тоже встречаются. А вторая половина – это голуби и ласточки. Есть у меня в коллекции даже сова! Правда, новодельная.

Обзор теорий происхождения резных наличников

Самый острый вопрос, который будет волновать вас, если вы возьметесь искать изображения животных или птиц на наличниках — это «что именно считать их изображением?».

Скажем, на этом наличнике из Грязовца Ярославской области петухи более чем очевидны













Обзор теорий происхождения резных наличников

А чтобы убедиться, что на этом Костромском наличнике тоже есть птицы, уже придется немного их поискать.



















Обзор теорий происхождения резных наличников

А в том, что здесь, на наличнике из Кемерова, имелись в виду именно птицы — я признаться до конца и не уверен.



















Обзор теорий происхождения резных наличников

А вот вам пример совершенно другой техники резьбы — здесь птицы показаны в полете.

Такие наличники получили распространение в Пошехонье Ярославской области и больше мне их нигде встретить не довелось.














Обзор теорий происхождения резных наличников

Особняком среди птиц стоят вымышленные.

Если вам повезет таких встретить — фотографируйте не раздумывая: это страшная редкость.

У меня в коллекции, среди шести тысяч наличников, такая (страшно признаться) всего одна — из Казани.

Вот она красавица!

Это редкость лишь потому, что водятся такие птицы на наличниках Нижегородской в основном области. И именно там их стоит искать.

Так что если будете в тех краях — обязательно обратите внимание!

Змеи

Однако не только птицами богаты наличники.

На втором месте по популярности — вы возможно удивитесь — змеи и драконы!

Если оглянуться назад (всё же придётся, хоть я и обещал не злоупотреблять этим), то змеи — ужи конечно же — были спутниками и друзьями человека очень давно и не только на территории нашей страны.

Ужей держали в домах, поили молоком и почитали как покровителя дома огорода и полей. А всё потому, что ужей, равно как и кошек, боятся грызуны. Поэтому ужи были жизненно необходимы везде, где шла речь об урожае, особенно о зерновых культурах.

Обзор теорий происхождения резных наличников

В этом разрезе крайне любопытным оказываются названия ужей (их переводы) на разных языках. Русские называли ужа «домовиком», болгары — хозяином. Чехи — гадом-господариком, а сербы — стражем и хранителем.

Так что попадание ужей на очелье наличника весьма закономерно.

Вот он — защитник и господарик.

Наличник этот из Любима, Ярославской области. Хотя по правде говоря — узор его больше характерен для области Костромской. Ну да сейчас не об этом речь.






Обзор теорий происхождения резных наличников

А вот этого, например, мне довелось найти аж в Свердловской области, в деревне Нижняя Синячиха.

Так вот с ужами и им подобными, есть одна большая сложность — идентифицировать их на наличнике зачастую очень и очень сложно.

А все потому, что каждое последующее повторение отличалось всё большей и большей схематичностью. Так что в какой-то момент эти змеи стали просто S-кривыми — и этот момент как раз отлично отображен на этом наличнике.








Обзор теорий происхождения резных наличников

Если считать, что изображенные на предыдущем наличнике кривые – это схематичные изображения ящеров, то можно предположить, что на очелье этого наличника (из Тамбова) — тоже они!


















Обзор теорий происхождения резных наличников

И даже больше того — на этом наличнике из Читы — тоже вероятно змеи. Правда уже совершенно лишенные всех узнаваемых черт.

И именно это даёт мне право говорить о том, что змеи встречаются крайне часто на наличниках.Ведь подобные две кривые можно встретить почти повсеместно!















Драконы

Но что это я всё о змеях, ведь драконы на самом деле встречаются не реже, и при этом их изображения гораздо более узнаваемы.

С драконами всё не так просто, как со змеями.

Во-первых история их появления на наличниках связывает нас с временами гораздо более древними — когда на территории востока Московской области, востока Тверской области, на территориях Владимирской, Ивановской, Костромской и даже части Вологодской — жил народ меря.

Время это — примерно с VI-го века, когда в источниках впервые упоминается это племя — и по X-й век, когда меряне окончательно перемешались со славяно-кривичами.

Обзор теорий происхождения резных наличников

Так вот поскольку меря были финно-уграми по происхождению, то и верования их существенно отличались от славянских. И в частности был у них в пантеоне хозяин подземного мира — Ящер.
И вот этот ящер, если вкратце, и поселился на очельях наличников!

Как правило — он выглядит так: некоторое подобие ослабившейся морды ящера в центре, два дракона пониже, и еще два – схематичных — повыше.

Этот наличник кстати из Ростова. Там их сохранилось немало.








Обзор теорий происхождения резных наличников

C течением времени с ними правда тоже происходит занимательная трансформация — нижние драконы постепенно утрачивают свои черты, а верхние превращаются в более привычных птиц.

Морда же дракона постепенно пропадает и становится чисто геометрическим украшением.

К счастью, это далеко не единственный вид эволюции изображения дракона.










Обзор теорий происхождения резных наличников

В Тверской области, в Кимрах удалось запечатлеть таких вот прекрасных ящеров-драконов.
Правда на весь город их сохранилось только два.


















Другие животные

Обзор теорий происхождения резных наличников

Кроме перечисленных, конечно же на наличниках встречаются изображения коней, двуглавых орлов, львов, медведей, рыб и еще многих-многих других животных. Но общее их количество столь ничтожно мало, что построить о них  какого-то рассказа даже и не получится.

Поэтому я лишь приведу для вас небольшую табличку, которая даёт неплохое представление о том, какие животные еще могут встречаться в домовой резьбе на наличниках.